Итак, чему же научил нас роман "Отверженные"?
- Не воруйте хлеб - за это можно получить 19 лет
- Не оставляйте ребёнка на воспитание чужим людям - будет плохо не только вам, но и ему
- Если хотите выжить на баррикаде - надо иметь тян, а лучше две
- Грантер хватит пить
Всё очень круто, масштабно, а главное цепляет. С одной стороны, это было время, когда писатель не стеснялся напичкать читателя моралью и своим видением мира так, что на три жизни хватит. С другой стороны, Гюго не стесняется говорить и ему действительно есть что сказать. Если о чём и стоит писать, так это о человеческой душе - и этот роман именно об этом. Самое сильное впечатление на меня наверное произвела часть о деле Шанматье и в принципе терзания Вальжана-каторжника. А вот Вальжан-отец... ну, просто не ложится на моё понимание правильного отца. Его привязанность и преданность Козетте казалась мне слегка через-чур. Ю ноу, отец должен быть как Нед Старк или Муфаса - в меру строгий, в меру любящий и слегка отстранённый.
Очень сильная часть о баррикаде: напряженная, драматичная и эти мальчики были такими милыми ааааааввв Но затем следует занудная история парижской клоаки и чёртова свадьба, способная вызвать у читателя кариес. Создаётся впечатление, что самому Гюго стало наплевать на смерти всех этих прекрасных людей. Как и Мариусу. Момента аналогичного "Empty Chairs at Empty Tables" там просто нет.
Я бы наверное возненавидел этот роман, если бы наконец не появился Тенардье и не спас финал. По идее Тенардье представляет собой средоточие всех человеческих пороков, он злодей, мерзавец и всё такое, но, чёрт, я просто не могу его ненавидеть. Он великолепен, правда. Талантливейший ловкач. Я всё ему готов простить, даже то, что он отвратительный отец.
Гюго конечно известен своими экскурсами в историю, которые врываются в повествование и могут занимать от одной главы до дюжины. И это как бы окей, когда происходит между частями, но НЕ ПОСРЕДИ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ ГОСПАДЕ Естественно, это сильно снижает темп и в такие моменты хочется Гюго откопать, придушить и снова закопать. Все эти рассуждения о природе тирании и историю бандитского жаргона можно было бы здорово сократить, поместить в приложение или вообще издать отдельно, но нет же...
Персонажи, образы... боже, какие персонажи... Эпонина, Гаврош, Анжольрас, вы навсегда в моём сердце
Касательно Анжольраса, нельзя не отметить, что таких выражений, которыми Гюго описывает его, не применяется даже к Козетте. Даже странно, что Мариус влюбился в последнюю, за то я отлично понимаю Грантера СИЯЮЩЕЕ СОЗДАНИЕ ПРОШУ НЕ ГОНИ ДАЙ МНЕ ПОСПАТЬ В ТВОЁМ СИЯНИИ. Знаете, если в случае например с Фродо и Сэмом хочется просто дать всем по морде и сказать "идите нафиг, они не геи", то тут пожалуй слэшеров не особо-то упрекнёшь. Вряд ли Гюго подразумевал подобное, да и Анжольрас столь целомудренное существо, что первый и последний его поцелуй был с трупом старика, но в общем почва для шипа на редкость благодатная. Но мой ОТП Анжольрас/Patria. А вот откуда взялся пейринг Анжольрас/Эпонина мне никогда не понять. Серьёзно, у них всего одна общая сцена - и то он не смотрел в её сторону и все были уверены что она парень. Хотя они оба такие клёвые и было бы неплохо если бы... НОУ. Ноуноуноу. Только канон >_<
Но вернёмся к сияющему созданию. В какой-то момент до меня дошло, почему он выписан таким богоподобным существом. В этот момент:
Внезапно из глубины мрака чей-то голос, особенно зловещий потому, что никого не было видно, — казалось, заговорила сама тьма, — крикнул:
— Кто идет?
В то же время послышалось звяканье опускаемых ружей.
— Французская революция! — взволнованно и гордо ответил Анжольрас.
— Кто идет?
В то же время послышалось звяканье опускаемых ружей.
— Французская революция! — взволнованно и гордо ответил Анжольрас.
Есть некоторые моменты, которые в кино-мюзикле мне понравились больше, особенно это касается Эпонины. Больно много на неё взвалил Гюго: и Вальжана предупредила она, и Мариуса на баррикаду привела она, и той мухой в супе тоже была она! Наверное. Вальжан, на мой взгляд, ходит по кругу, возвращаясь на каторгу во второй раз. Мариус оказывается на баррикады пришёл чисто из-за несчастной любви, как чёртов подросток, как сопливый эмо. И Фантина... она мне просто не нравится, да. Во-первых, в книге она довольно легкомысленна и конкретная блондинка, во-вторых, мамаща-мамаша, в третьих, даже не попыталась обратиться к господину Мадлену чтобы тот вернул ей работу, а тупо ушла с окейфейсом.
Не будем о символизме и "что автор хотел сказать этими занавесками?", я в этом никак. Просто это отличная вещь.
Впереди дофига экранизаций. У меня лежит пять фильмов и ещё три версии мюзикла Но каст кино-мюзикла 2012-го я уже считаю совершенным и наверное буду считать дальше, потому что синдром утёнка.